Бизнес-портрет: инструкция для заказчика

Лена Волкова Статьи ·

Наша фотостудия оказывает большой спектр услуг, но как минимум треть из них – это портретная фотосъемка руководителей и персонала компаний. В век молниеносно распространяющейся информации бизнес-портрет – неотъемлемая часть имиджа предприятия. Партнеры, инвесторы, клиенты и даже конкуренты хотят знать в лицо тех, с кем имеют дело. Любая публикация в электронном или бумажном СМИ предполагает наличие фотографии спикера.

 

Сайты, социальные сети, информационные буклеты – любой инструмент коммерческой презентации в обязательном порядке содержит фото людей, задействованных в работе. Это – бизнес с человеческим лицом, это делает ваше предприятие более персонализированным, сближает как с потребителем, так и с партнерами. Очень важно, чтобы такие фотографии были качественными, сделанными профессионалом и на профессиональном оборудовании. Прошло время, когда российские предприниматели довольствовались автопортретом, снятым на мобильный телефон. Растущий спрос на качественные фото-материалы свидетельствует о росте хорошего вкуса в деловой среде. Пришло осознание, что качественные услуги фотографа не могут стоить дешево и относить их надо к тем же статьям бюджета, что и заказ современного сайта или разработка логотипа. Бизнес-портрет – это важная имидж-составляющая, визитная карточка компании. Но… Как всегда, есть “но”.

Отличительной особенностью деловой фотосъемки как презентационного материала является личное участие заказчика в ее производстве. При изготовлении календарей, визиток, сайтов и каталогов основную работу делают дизайнеры, верстальщики, рекламщики – исполнители, с которых можно требовать результат. Для хорошей фотографии же требуется непосредственное и деятельное участие самого объекта съемки. Без этого никак не обойтись. И нужно быть готовыми к тому, что работать придется наравне с фотографом, чтобы получить качественный результат и не потратить впустую бюджет. В этой статье мы опишем основные моменты, которые важно учесть при подготовке к фотосъемке, расскажем как вести себя в процессе съемки, на что стоит обратить особое внимание, а что абсолютно несущественно для хорошего кадра.

Основные виды делового портрета

Gallery-4-45669_1Портрет на однородном фоне – классическая студийная портретная фотосъемка, проводится в условиях дефицита времени, отсутствия подходящих интерьеров или просто потому, что этого требует поставленная задача. Такая съемка может включать в себя несколько планов (крупный и средний), несколько эмоций (серьезно и с улыбкой), несколько степеней официоза (в галстуке и без). Основные преимущества – быстро, просто и без отвлекающих деталей. Фон может соответствовать основным корпоративным цветам или сочетаться по колористике с будущим макетом публикации. Съемку возможно организовать как в фотостудии, так и на территории заказчика: фотограф привозит фон с собой или использует подходящую стену офиса, экран проектора, корпоративный press-wall.

OSGRM-30058Портрет в интерьере – если позволяет время и есть место. Наиболее художественный тип портрета, позволяющий показать человека в его рабочей обстановке, представить не только человека, но и сферу его деятельности, атмостферу компании. Местом съемки не обязательно должен быть офис, можно снимать на предприятии или складе, в лаборатории или в поле, рядом с личным самолетом или в окружении любимых домашних животных. Полет для фантазии безграничен – важна цель съемки и способы дальнейшего ее использования. Такие портреты, так же как и портреты на однородном фоне, могут быть сняты с разным уровнем официальности, могут имитировать репортажную съемку, отражая живую жестикуляцию во время переговоров, работу с документами, взаимодействие с продуктом производства компании. В результате такой съемки руководитель получает мини-портфолио на все случаи жизни.

Организация фотосъемки

Две съемочные зоныДве съемочные зоны в «переговорке» Gallery media

Если учитывать вопросы организации процесса, деловой портрет проще и удобней снимать в студии. Но, как показывает практика, чаще всего съемка проходит с выездом на территорию заказчика. Для этого есть несколько причин:

  • невозможность собрать и вывезти персонал в середине рабочего дня в павильон на другом конце города,
  • наличие у заказчика собственных привлекательных с эстетической точки зрения офисных и производственных помещений,
  • дефицит времени топ-менеджмента.

Выездная съемка предполагает организацию съемочной площадки на любом локейшене. Съемочная группа, включающая фотографа, ассистента и гримера, выезжает на место съемки вместе со всем «железом»: осветительным и съемочным оборудованием, фонами, стойками, отражателями, ноутбуком и прочей техникой, которая необходима для решения поставленной задачи.

Временные и физические затраты на логистику, монтаж-демонтаж и  настройку оборудования заложены в стоимость съемочного дня фотографа наравне с «чистым» съемочным временем, поскольку это является дополнительными затратами для фотографа и его команды по сравнению с “сидячей” работой в студии.

Чистое съемочное время зависит от количества участников съемки, задач и временных возможностей «моделей». Простой портрет на однородном фоне потребует 7-15 минут на человека, а съемка мини-портфолио руководителя в кабинете может занять от 30 минут до 3 часов. Фотограф всегда будет настаивать на необходимости снимать больше, поскольку чем дольше продлится съемка, тем с большим успехом она пройдет: будет более тщательно выставлен свет, «модель» со временем лучше адаптируется в кадре, а на выходе получится большее количество удачных кадров.

Окончательное же решение по длительности съемки всегда остается за заказчиком. Съемочная группа вынуждена подстраиваться под сложный график первых лиц, и мы всегда  готовы к этому и имеем огромную практику съемки в самых экстремальных ситуациях – в том числе и в плане скорости.

В процессе нам потребуется:

  • Помещение площадью от 20 кв. м, не загроможденное мебелью;
  • Розетки с электричеством;
  • Бумага для ведения списка людей — при съемке большого количества сотрудников;
  • Небольшой перерыв раз в час при потоковой съемке.

Нам не потребуется:

  • Ваши источники света в виде потолочных светильников и прочего бытового освещения;
  • Помещение совсем без окон;
  • Группа поддержки, состоящая из коллег снимающегося;
  • Попытки организовать съемку в проходном помещении.

Внешний вид

Как мы уже упоминали, корпоративная фотосъемка – неотъемлемая часть имиджа компании. Этот имидж определяется и формируется на этапах создания и развития бизнеса. Для каких-то компаний будут близки такие понятия, как респектабельность, солидность, надежность; где-то же, наоборот, позиционирование строится на молодости, инновационности, мобильности; а кто-то видит свою компанию неформальной, креативной и даже провокационной.

col-end-copy-II

Определиться с имиджем своей организации – задача для маркетологов и служб PR. И фотографии сотрудников организации должны вписаться в него максимально органично. Соответственно, образ снимающихся людей не должен противоречить общей концепции, если такое противоречие не продумано заранее и не является осознанным маркетинговым ходом. К примеру, татуировки на теле руководителя банка будут выглядеть в кадре так же неоправданно, как и кабинет директора тату-салона, обшитый редкими породами дерева.

Если вы не планируете ничего определенного и особенного, существует стандартный набор универсальных рекомендаций к внешнему виду “модели”:

  • Образ должен быть продуман и состоять из вещей, сочетающихся по цвету и стилю;
  • Одежда должна хорошо сидеть, не выглядеть поношенной и некачественной;
  • Мужчинам желательно не стричься непосредственно в день съемки;
  • Легкая небритость может добавить мужественности и выглядит гораздо привлекательней, чем красные пятна от недавнего бритья;
  • Желательно избегать чистого черного и чистого белого цветов в одежде, предпочтение отдается темным цветам;
  • Дамам необходимо отказаться от полупрозрачных деталей одежды, а также излишне фривольных или игривых вещей, если они не отражают направление бизнеса компании;
  • При наличии лишнего веса будет неуместна обтягивающая одежда и короткий рукав;
  • Если компания отказывается от услуг визажиста, макияж на женщинах должен быть несколько ярче повседневного, волосы аккуратно уложены;
  • Образ должен полностью соответствовать дресс-коду, принятому в компании, даже если в обычные дни он не соблюдается или не контролируется жестко.

Случай из жизни: зеленый маникюр на руках коммерческого директора может быть привычен для коллег, но будет совершенно неуместен на официальных
фотографиях крупной инвестиционной компании.

Эта бездушная “цифра”

Цифровые технологии, конечно, существенно облегчили получение качественных фотографий. Никогда ранее нельзя было получать хорошие фотографии так быстро, так просто и в таком большом количестве. Никогда ранее заказчик не мог видеть и корректировать результат прямо в процессе съемки. Но цифровая фотография обязательно требует и последующей компьютерной обработки.  Люди на исходных файлах получаются излишне натуралистичными. И чем серьезней камера, тем серьезней проблема: те малюсенькие дефекты, которые мы не видим глазом и которые ранее “съедало” зерно пленки, на цифровом оборудовании выглядят излишне резкими и четкими.

Хороший гример на порядок уменьшит проблему, но ретушь и цветокоррекция потребуются все равно. Другими словами, цифровая фотография состоит из двух этапов: съемка и пост-обработка. Пост-обработка включает в себя такие обязательные манипуляции с файлом как ретушь, цветокоррекция и правка геометрии.

Хороший современный фотограф невозможен без знания Adobe Photoshop (или же без специально обученного ретушера в команде), поэтому волноваться не стоит: немного компьютерного волшебства – и никаких проблем с морщинками или мешками под глазами! Детализация и фактурность исходного файла не должна пугать: после пост-обработки из него получится отличный глянцевый кадр!

Про позирование

HC3-33835Курс на естественность!Основным трендом в современной фотографической практике является естественность. Естественность, сопровождаемая открытостью, дружелюбием и уверенностью в себе. Именно так выглядит современный деловой человек: он излучает энтузиазм, бодрость духа, располагает к себе. Во взгляде — мудрость и опыт, прямота и твердость — в характере, харизма — в позе.

Хороший фотограф-портретист же должен быть немного психологом, немного художником. Вместе с оборудованием он использует целый арсенал хитростей и приемов для того, чтобы на короткое время превратить уставшего председателя правления банка в энергичного лидера крупной корпорации, а главбуха в самый разгар налоговой проверки – в очаровательную деловую леди. Для достижения наилучшего результата опытный фотограф все сделает сам – надо просто ему не мешать.

Ниже перечислим некоторые принципы, которые позволят заказчику не мешать фотографу-профессионалу сделать хорошую и качественную работу:

Не стоит давить фотографа авторитетом
Мы постоянно снимаем людей, социальный статус которых существенно выше нашего. Но это не должно влиять на нашу работу. Фразы вроде: ”Иван Михайлович будет через пять минут, приготовьтесь, у него на вас 10 минут, он очень занят и не любит, когда его отвлекают на всякие глупости, быстро вошли – быстро вышли, постарайтесь все предусмотреть заранее, второй возможности снять у нас не будет” не улучшат результат.

Мы все знаем про корпоративную субординацию. Но “построенный” и напряженный фотограф за отведенные 10 минут не сможет сделать снимок руководителя так, чтобы это было талантливо, отражало личность и характер, располагало к себе, соответствовало амбициозным планам компании на текущий финансовый год. Нужно понимать, что труд предстоит коллективный и его результат зависит от всех участников процесса, включая “Самого Босса”. Для того, чтобы бюджет на фотографа был потрачен не зря, в течение этих 10 минут субординация соблюдаться не должна: фотограф настраивает на работу, а не на то, чтобы “не мешать руководителю”. Поэтому стоит настроиться именно на максимально плодотворный процесс, а не на скоростной слалом. Подготовьтесь к встрече с фотографом и подготовьте своего руководителя.

“Расслабьтесь”
Как правило, с этого слова мы начинаем каждую вторую портретную съемку. Не нужно думать о том, как выглядеть лучше, – это работа фотографа и он с ней обязательно справится. Просто расслабьтесь, будьте собой. Процесс совершенно безболезненный: современные технологии позволяют моментально увидеть неудачный кадр и тут же исправить проблему. В работу пойдут только самые хорошие фотографии, плохие будут навсегда выброшены, их никто не увидит! Кроме того, в процессе последующей обработки в волшебной программе Adobe Photoshop будут убраны все бросающиеся в глаза дефекты, улучшена фигура, поправлена прическа и сделаны все другие необходимые мелочи. Единственное, что нельзя изменить, – это панику и ужас в глазах “модели”. Уверяем, практически любого человека можно снять красиво. Все, что от вас требуется, – это выполнять короткие инструкции фотографа, оставаясь абсолютно спокойным и естественным. Поверьте, опыт проведения множества удачных фотосессий позволяет нам определить, с какой стороны надо снимать. Даже если мы вдруг снимем с неправильной, то просто выкинем этот кадр и возьмем другой.
IMG_8794dУлыбайтесь – не улыбайтесь
Улыбка – самая красивая эмоция на лице человека. Улыбаться НАДО, ведь в жизни мы всегда улыбаемся людям, которые нам приятны. Стоит представить тех, кто потом будет рассматривать фотографию, – клиентов, партнеров, инвесторов, коллег – разве не хочется им улыбнуться? Именно по этим фотографиям будет складываться образ человека в глазах нужных и приятных людей. Фактически, это они смотрят на “модель” глазами фотографа, им предназначена улыбка. К сожалению, действительно есть небольшая группа людей, которым улыбка не идет. Если вдруг мы снимаем такого человека, мы обязательно заметим это и примем меры. В любом случае, из всего объема отснятого материала будут выбраны наиболее удачные снимки. Главное, чтобы было из чего выбирать, поэтому… улыбайтесь. А мы просто выкинем неудачные кадры.
Двигайтесь неформально
Профессиональные модели в процессе работы слегка меняют позу на каждом кадре. Примерно тоже самое потребуется и от “моделей” для бизнес-портрета. Приветствуется любая подвижность, привычная “модели” на рабочем месте: можно взять в руки ручку, карандаш или телефон, опереться на руку, привстать из-за стола, присесть на его краешек, облокотиться на стену и даже закинуть ноги на стол, если вы это делаете постоянно. Редакторы корпоративного сайта, конечно, вряд ли выберут эту фотографию для заглавной страницы. Но в социальных сетях такой “неформальный портрет” соберет множество «лайков». Надо попробовать “пожить” в кадре и делать, то что “модель” делает обычно, каждый день. Остальное скорректирует фотограф.

Общая задача – добиться непринуждённости. Если это не получается сразу, а время позволяет, – можно поговорить, пошутить, выпить кофе или прогуляться по офису. Мы никуда не торопимся и будем работать столько, сколько потребуется (в разумных пределах, оговоренных условиями договора с вашей организацией, разумеется) и сколько позволит график “модели”. Можно делать все, что угодно! Лишь бы человек в кадре был расслаблен и подвижен. Многолетняя практика показывает – самые удачные портреты, даже максимально официальные, получаются в неформальной обстановке. Если времени нет, стоит предупредить съемочную группу заранее – мы отработаем быстро по уже наработанным шаблонам. Фотографии получатся более обыденные и менее художественными, но техническое качество не пострадает.

Идеальный сценарий идеальной фотосъемки идеального руководителя идеальной
компании выглядит так:

  • Помещение офиса или предприятия соответствует имиджу компании.
  • Заказчик не экономит на гримере.
  • Руководитель выделяет для съемки два часа своего времени.
  • Заранее приготовлено несколько комплектов одежды.
  • В помещении для съемки есть возможность свободно перемещаться и перемещать фотографическое оборудование.
  • Руководитель чувствует себя в кадре спокойно и уверено, расположен к сотрудничеству с фотографом и понимает, что результат зависит и от него самого.

Увы, все это вместе складывается крайне редко и остается по-максимуму использовать любую из составляющих.

Конфиденциальность

Как правило, по условиям стандартного договора фотограф отчуждает свои авторские права заказчику, оставляя за собой лишь возможность публиковать фотографии в собственном портфолио. Но, существует три основных типа договоренностей: “можно публиковать”, “можно публиковать после согласования” и “нельзя публиковать категорически”. Давайте договоримся заранее, “на берегу”.

Печально, но очень часто бывают съемки, статус которых настолько высок, что их нельзя показывать на сайте “какого-то там фотографа”. Мы всегда относимся к этому с пониманием, хотя, безусловно, нам грустно и печально — особенно когда получаются отличные фотографии, но ими нельзя похвастаться. С’est la vie, и мы, естественно, не станем отстаивать право публикации ценой срыва контракта. Но есть один нюанс…

Для нас коммерческая фотография – тоже бизнес. И, с одной стороны, мы снимаем за деньги всё, что нас попросят снять. А с другой, чтобы успешно продавать свои услуги, нам нужно демонстрировать потенциальным клиентам собственное портфолио (читайте, “возможности и таланты”).

В этом есть плюс и для вас — при съемке с прицелом на собственное портфолио результат часто получается несколько лучше. То есть, мы снимаем не только для вас и из-за денег, но и немного лично для себя. А это благотворно влияет на атмосферу на съемочной площадке, общий настрой проекта и, разумеется, на финальные кадры.  Поэтому если при согласовании условий съемки публичного лица компании есть риск получить от СБ или юристов запрет на публикацию не по какой-то уважительной причине, а просто потому, что понедельник и утро очень хмурое, лучше попытаться урегулировать этот вопрос внутри компании перед съемкой.

Задавайте вопросы

Затрудняюсь сказать, сколько человек сняла наша команда за все время своего существования. Наверное, речь идет уже о тысячах. Где мы только не снимали людей: офисы и заводы, поля и рыборазводные хозяйства, мы спускались в шахту и поднимались на 100-метровый парогенератор ГРЭС, наши герои в кадре держали в руках новорожденных поросят, осетров-старожилов, гитары и флейты, бесконечные чашки кофе, ручки, книги, буклеты и газеты, овощи и фрукты, различные производственные инструменты от кувалды до меча. Среди них были руководители, очень крупные руководители, не только руководители и даже совсем не руководители.

Мы снимаем людей для презентационных целей, и нет такого вопроса, на который мы не сможем ответить по этой теме. Если вы еще пока не знаете или не понимаете, как сделать хорошую корпоративную фотосессию, просто спросите у нас.

Пишите и звоните,  всегда будем рады сотрудничеству!

Фотограф:
Лена Волкова